Внешние процедуры и полезная информация
Полезное
Формула здоровья на Руси:
Содержи ноги в тепле, голову в холоде, живот в полуголоде, руки в труде, а ум в тишине, и счастье пребудет в тебе!
-
Книга Здоровья
Книга по питанию и поведению, в которой даны базовые понятия Тибетской медицины, собраны воедино основополагающие принципы приводящие к долгой и здоровой жизни, описаны свойства различных продуктов питания, даны рекомендации по правильному дыханию, а также много другой полезной информации с помощью которой вы сможете самостоятельно корректировать своё состояние.
Оглавление
Введение
Теоретические основы Тибетской медицины
Пять первоэлементов
Три Жизненных начала
Свойства и виды Жизненных начал
Семь составляющих тела
Три субстанции выделения
Здоровье – равновесие
Конституционные типы
Классификация болезней
Тело, энергия, ум
Диагностика
Внимание к повторяющимся симптомам
Приобретённые патологии
Характеристики расстройств трёх Жизненных начал
Частные условия, способствующие проявлению болезней
Симптомы патологии Дува в конкретных органах
Соответствие пяти плотных органов пяти полым и органам чувств
Диагностика по внешнему виду и органам чувств
Диагностика по моче
Горячие и холодные расстройства
Обострения в процессе выздоровления
Опрос
Питание
Вкусы
Общие рекомендации по питанию
Питание согласно конституционному типу
Несовместимая пища
Питание по сезонам в соответствии с природными циклами
Что делать, чтобы похудеть
Очищение организма, голодание и пост
Как напитать и укрепить тело
Аппетит
Поведение
Поведение согласно конституционному типу
Повседневное поведение
Сон
Физическая активность
Секс
Водные процедуры
Массаж и масляные процедуры
Зрение
Ситуационное поведение или естественные потребности
Повседневное поведение в обществе
Как подобрать подходящее питание и образ жизни
Дыхание
Дыхательные упражнения для каждого Дышащего
Чудлены
О лечении ран и другие советы
Простуда, Жар и иммунитет
Иммунитет
Общие выводы
Долгая жизнь
Свойства продуктов питания
Зерновые (‘bru)
Мясо (sha)
Масла и жиры (mar)
Овощи (sngo-tshal)
Фрукты (shing-tog)
Орехи (tshi-gu)
Специи (sman-sna)
Три сладких субстанции (sman-rta)
Напитки (skom)
Полезные субстанции
Энергия Ла
Время воздействия на Дува и органы
Тибетская геомантия Са Че
Как жить долго и не болеть
Список использованных источников
-
Процесс развития Эго
В абсолютном пространстве всеобъемлющей Дхармакаи царит учитель Самантабхадра с супругой, единство осознавания и пустотности. Видя в тебе своё отражение, я молюсь тебе/себе, не желая ничего. Даруй своё благословение, чтобы мне больше не были нужны никакие благословения!
Процесс развития "Я"
В самой глубокой основе существует просто открытое пространство, глубинная почва, то, чем мы действительно являемся. Наиболее фундаментальное состояние нашего ума, до создания эго, таково, что в нем налицо безусловная открытость, основная свобода, качество обширности; мы обладаем такой открытостью сейчас и всегда обладали ею. Если, например, взять нашу повседневную жизнь и ее мыслительные стереотипы, то обнаруживается такой факт: когда мы видим какой то предмет, в первое же мгновение имеет место восприятие, в котором отсутствует какая бы то ни было логика, в котором нет совершенно никакой концептуализации; мы просто воспринимаем вещь на открытой почве. Но тут же мы немедленно впадаем в панику, начинаем метаться по сторонам, стараемся что то прибавить к этой вещи, найти для нее название, место локализации и категорию. Отсюда постепенно развиваются и другие вещи.
Это развитие не принимает форму некоторого плотного образования; оно скорее представляет собой иллюзорное, ошибочное верование в существование "личности", или "я". Заблуждающийся ум склонен считать себя прочным, развивающимся явлением; но это лишь коллекция тенденций и событий. В буддийской терминологии эта коллекция называется пятью скандхами, т.е. "пятью нагромождениями". Таким образом, нам, пожалуй, стоило было бы рассмотреть полное развитие этих пяти скандх.
Начальный пункт - это существование открытого пространства, которое никому не принадлежит. Всегда существует первоначальный разум, связанный с пространством, с пустотой. Это - видья, что на санскрите означает "разум", точность и определенность, определенность по отношению к пространству, к месту, в котором помещены вещи, определенность в обмене вещей.
Оно подобно просторному залу, где есть место для того, чтобы потанцевать, где нет опасности опрокинуть вещи или споткнуться о них, потому что пространство полностью открыто. И мы являем собой это пространство, мы едины с ним, с видья, с разумом, с открытостью.
Но если мы всегда представляем собой разум, откуда же приходит заблуждение? Куда исчезает пространство? Что произошло? Фактически ничего не случилось: просто мы стали слишком активными в этом пространстве. Поскольку оно так обширно, оно возбуждает стремление танцевать; но наш танец стал чересчур активным; мы начали вертеться больше, чем это необходимо, чтобы выразить пространство. В этом пункте мы стали самосознающими; мы сознаем, что это "я" танцую в пространстве.
В данном пункте пространство не является пространством как таковым. Оно становится плотным. Вместо того, чтобы оставаться едиными с пространством, мы чувствуем плотное пространство в качестве отдельной ощутимой сущности. Это первое переживание двойственности пространства и "я", а не состояние полного единства с этим пространством, таково рождение формы, "другого".
Затем происходит своего рода помрачение сознания - в том смысле, что мы забываем то, что делали. Возникает внезапная остановка, пауза; мы как бы оборачиваемся и "обнаруживаем" плотное пространство, как будто мы не сами были творцами всей этой плотности. Происходит некоторый разрыв: уже создав уплотненное пространство, мы затем оказываемся подавленными им, начинаем теряться в нем. Это и есть помрачение; затем внезапно происходит пробуждение.
Когда мы пробуждаемся, мы отказываемся видеть пространство как открытость, отказываемся видеть его качество плавности и проницаемости, мы совершенно игнорируем его, и это называется авидья. В этом смысле "а" означает отрицание, "видья" - разум; таким образом авидья - это "неразумие". Поскольку этот наивысший разум преобразился в восприятие плотного пространства, поскольку этот разум, обладая качеством остроты, точности, текучей лучезарности, сделался статичным, он и называется авидьей, неведеньем. Мы не знаем, но это незнание преднамеренно. Мы не удовлетворены тем, чтобы просто танцевать в пространстве, но хотим иметь партнера для этого танца; и вот мы избираем пространство в качестве такого партнера. Если же вы избираете пространство в качестве партнера в танце, тогда вам, разумеется, хочется, чтобы оно танцевало вместе с вами. Чтобы обладать им в качестве партнера, вы должны уплотнить его, игнорируя качество текучести и открытости. Это и есть авидья, неведенье, игнорирование разума. Такова кульминация первой скандхи, создание неведения - формы.Фактически эта скандха, скандха неведения формы, обладает тремя аспектами, или стадиями, которые мы могли бы рассмотреть, пользуясь другой метафорой. Предположим сначала, что существует открытая равнина, где нет ни гор, ни деревьев; это совершенно открытая земля, простая пустыня без каких либо особых качеств. Это и есть способ нашего существования, это то, что мы такое. Мы весьма просты и фундаментальны. И все же здесь существует сияние солнца и свет луны, благодаря которым возникают свет и тени, свет и цвет, проявляется текстура этой пустыни. Здесь будет налицо некоторое чувство энергии, ее игры между небом и землей; и эта игра все время продолжается.
Затем эта игра странным образом прерывается, и внезапно появляется кто то, замечающий все происходящее, - как будто одна из песчинок вытянула шею и начала оглядываться. Мы и являемся этой песчинкой, которая приходит к выводу о своем отдельном существовании. Это "рождение неведения" на первой стадии, род химической реакции. Возникла двойственность.
Вторая стадия "неведения формы" называется "неведение, рожденное внутри". Заметив свою отдельность, мы чувствуем, что всегда были отдельными. Это неловкое, инстинктивное движение в сторону самосознания. Это также наше извинение за то, что мы остаемся отдельными; остаемся индивидуальной песчинкой. Это агрессивный тип неведения, хотя данное понятие не вполне точно, если под агрессивностью понимать гнев. Вернее будет сказать, что это агрессивность в том смысле, что мы чувствуем неловкость, неуравновешенность - и потому стараемся обеспечить себе почву под ногами, создать для себя убежище. Такое отношение устанавливает наше существование как заблуждающегося и отдельного индивида; вот и все. Мы установили, что являемся отдельными от основного ландшафта пространства и открытости.
Третий тип неведения - "самонаблюдающее неведение", или наблюдение за собой. Существует особое чувство: мы видим себя как особый объект; и это ведет к первому понятию "другого", Мы начинаем вступать во взаимоотношения с так называемым "внешним миром". Вот почему эти три стадии неведения составляют скандху "неведение форма": мы начинаем создавать мир форм.
Говоря о неведении, мы совсем не хотим сказать, что это глупость. В некотором смысле неведение очень умно; однако оно являет собой полностью двойственный разум. Иначе говоря, мы реагируем исключительно на свои проекции, а не просто видим то, что есть. Для нас никогда не существует свободной ситуации невмешательства, потому что мы все время игнорируем то, что мы такое. Это основное определение неведения.Дальнейшее развитие заключается в устройстве особого защитного механизма для сохранения своего неведения. Этот защитный механизм есть чувство, вторая скандха. Поскольку мы уже игнорируем открытое пространство, нам хочется далее почувствовать качество плотного пространства, чтобы полностью завершить вырабатываемое нами качество страстного желания. Разумеется, пространство не означает просто голую пустоту, ибо оно содержит цвет и энергию. Существуют гигантские величественные проявления цвета и энергии, прекрасные и живописные. Но мы целиком игнорируем эти проявления. Вместо них у нас имеется всего лишь уплотненная версия цвета; и цвет становится порабощенным цветом, а энергия - порабощенной энергией. Ибо мы сделали плотным все пространство целиком, превратили его в "другое". Поэтому мы начинаем тянуться к "другому", ощущать качества "другого"; этим мы как бы успокаиваем себя, подтверждая свое существование: "Если я могу чувствовать то, что находится там, значит я должен существовать здесь".
Всякий раз, когда имеет место какое нибудь событие, мы устремляемся к нему, чтобы почувствовать, какая ситуация возникла: привлекательная, угрожающая или нейтральная. Всякий раз, когда существует внезапный разрыв, когда мы чувствуем, что не знаем взаимоотношений между "этим" и "тем", мы стремимся ощутить почву под ногами. Тогда мы начинаем устанавливать этот чрезвычайно действенный чувствующий механизм, образующий вторую скандху.
Следующее приспособление для дальнейшего утверждения эго - это третья скандха, импульс восприятия. Мы начинаем чувствовать очарование своего собственного творения - статических цветов и статических энергий. Мы хотим вступить во взаимоотношения с ними - поэтому начинаем постепенно исследовать свое творение.
Но для действенного исследования должна существовать своего рода коммутативная система, особая коррелирующая программа механизма чувств. Чувство передает свою информацию на центральный коммутатор, и эта передача представляет собой акт восприятия. В соответствии с полученной информацией мы выносим суждение, мы реагируем. Должны ли мы реагировать в пользу нового фактора, против него, или индифферентно, - это автоматически определено бюрократией чувства и восприятия. Если мы чувствуем ситуацию и находим ее угрожающей, тогда мы оттолкнем ее от себя; если мы находим ее соблазнительной, тогда мы притянем ее к себе; если же мы находим ее нейтральной, мы остаемся безразличными. Таковы три типа импульсов: это ненависть, желание и глупость. Таким образом, восприятие связано с получением информации из внешнего мира, а импульс - с ответом на эту информацию.
Следующий этап развития - четвертая скандха, понятие. Восприятие импульс представляет собой некоторую автоматическую реакцию на интуитивное чувство. Однако этот вид автоматической реакции в действительности не является достаточной защитой, которая могла бы укрепить наше неведение и гарантировать нам безопасность. Для того, чтобы по настоящему, вполне, как следует охранять и обманывать самого себя, мы нуждаемся в интеллекте, в способности давать вещам наименования и распределять их по категориям. Так мы наклеиваем на вещи и события ярлыки "хороших", "плохих", "красивых", "уродливых" и т.д. Это делается в соответствии с тем импульсом, который мы сочтем для них подходящим.
Так структура это становится постепенно все более тяжелой, все более сильной. До этого пункта развитие "я" было исключительно процессом действия и противодействия; но в дальнейшем это мало помалу развивается дальше простого инстинкта подражания и становится более хитроумным. Мы начинаем заниматься интеллектуальными спекуляциями, находим подтверждение своего существования, даем объяснения, ставим себя в определенные ситуации, поддающиеся логическому объяснению. Основная структура интеллекта вполне логична. Очевидно, это - тенденция работать ради положительных условий, т.е. подтверждать свой опыт, объяснять слабости как силу, фабриковать логику безопасности, поддерживать неведение.
В некотором смысле можно было бы сказать, что здесь все время действует первоначальный разум, но он используется двойственной структурой, неведением. На начальных стадиях развития это этот разум действует как интуитивная острота чувства; позднее он проявляется в форме интеллекта. На деле такой вещи, как это, видимо, совсем нет; нет факта "я есмь". Это просто скопление множества хлама, "блестящее произведение искусства", продукт интеллекта, который говорит: "Дадим этому факту имя; назовем его как нибудь; назовем его "Я". Название придумано весьма умно; это продукт интеллекта, особая этикетка, которая объединяет в целое неорганизованное и разбросанное развитие эго.
Последняя стадия развития "я" - это пятая скандха, сознание. На этом уровне имеет место соединение: интуитивный разум второй скандхи, энергия третьей скандхи и интеллектуализация четвертой связываются друг с другом для производства мыслей и эмоций. Таким образом, на уровне пятой скандхи мы имеем шесть сфер, а также неконтролируемые и алогичные шаблоны рассудочного мышления.
Такова полная картина структуры эго. Именно в этом состоянии мы все пришли к изучению буддийской психологии и медитации.В буддийской литературе имеется часто используемая метафора, которой пользуются для описания всего процесса создания и развития "я". Там говорится об обезьяне, запертой в пустом доме с пятью окнами; последние символизируют пять внешних чувств. Обезьяна весьма любопытна, высовывает голову из каждого окна и непрестанно прыгает вверх и вниз. Итак, эта обезьяна заперта в пустом доме. Дом прочен; это не джунгли, где обезьяна прыгала и качалась среди деревьев, где она могла слышать шелест ветра среди листьев. Все эти вещи стали совершенно плотными. Фактически, именно джунгли стали ее прочным домом, ее тюрьмой. Вместо того, чтобы прыгать по деревьям, любопытная обезьяна оказалась внутри стен плотного мира, как если бы какое то текучее явление, скажем, драматичный и прекрасный водопад, внезапно замерзло. Это замороженный дом, построенный из замерзших цветов и энергий, он полностью неподвижен; это как бы та точка, в которой начинается время, как прошлое, будущее и настоящее. Поток вещей становится плотным, ощутимым временем, плотной идеей времени.
Любопытная обезьяна пробуждается от своего глубокого сна, однако не вполне. Проснувшись, она обнаруживает себя внутри прочного и тесного дома, где всего пять окон. Ей становится скучно - ведь это все равно, что находиться за железными прутьями зоопарка; и вот она пытается исследовать эти прутья, карабкается по ним вверх и вниз. То, что она находится в заключении, не так уж и важно; но сама идея заключения усиливается в тысячу раз игрой воображения. При неумеренном воображении чувство клаустрофобии становится все более живым, все более острым, потому что мы начинаем исследовать условия своего заключения. В действительности воображение и есть частичная причина того, что обезьяна оказалась запертой в тюрьму. Она удерживается там своим воображением. Разумеется, вначале имело место внезапное помрачение сознания, которое подтвердило ее веру в существование прочного мира. Но теперь, считая плотность самоочевидной, она попала в ловушку вследствие вовлеченности в эту плотность. Конечно, любопытная обезьяна не занимается исследованиями все время. Иногда она приходит в возбуждение, начинает чувствовать, что ее окружение монотонно и неинтересно. Обезьяна становится невротичной. В своей жажде развлечений она пытается ощутить и оценить текстуру стен, удостовериться в том, что кажущаяся их прочность является действительной прочностью. Затем, уверившись в плотности своего пространства, обезьяна пытается вступить с ним во взаимоотношения - захватывает его, отталкивает или не замечает. Если она пытается захватить пространство, чтобы овладеть им как собственным переживанием, собственным открытием, собственным пониманием, это будет желанием. Если пространство кажется ей тюрьмой, она всеми силами пытается пробиться наружу, сражается с ним неустанно; и это будет ненавистью. Ненависть - это не просто образ мысли одного лить разрушения; это даже в большей степени чувство потребности в защите - в защите самого себя от клаустрофобии. Обезьяна не должна непременно чувствовать приближение противника или врага; она просто хочет вырваться из тюрьмы.
Наконец, обезьяна может просто постараться не обращать внимания на свое заключение или даже найти в этом окружении нечто соблазнительное. Она притворяется глухонемой, а потому делается безразличной и вялой по отношению ко всему, что происходит вокруг. Это будет глупостью.
Вернемся немного назад. Мы могли бы сказать, что обезьяна родилась в этом доме, когда пробудилась от своего помрачения. Она не знает, как попала в тюрьму, а потому предполагает, что всегда находилась в ней, забыв, что она сама уплотнила пространство, превратила его в стены. Затем она чувствует текстуру этих стен; это вторая скандха, желание. После этого она вступает во взаимоотношения с домом, проявляющиеся в виде желания, ненависти и глупости, Это третья скандха, восприятие импульс. Затем, выработав три способа взаимоотношений с домом, обезьяна начинает давать этим взаимоотношениям названия и распределять их по категориям: "Это окно. Это приятный угол комнаты. Эта стена пугает меня; она плохая." Она вырабатывает целый набор понятий, при помощи которых классифицирует предметы в своем доме, оценивает их, относит к различным категориям. Все это совершается в соответствии с ее чувствами, желаниями, ненавистью или безразличием. Это четвертая скандха - понятие.
Развитие обезьяны до четвертой скандхи включительно было бы вполне логичным и предсказуемым. Но когда она вступает в пятую скандху, в скандху сознания, стереотип развития начинает ломаться. Тип мышления становится неправильным и непредсказуемым; обезьяна начинает галлюцинировать, предаваться мечтаниям.
Когда мы говорим о "галлюцинациях" или "мечтаниях", это означает, что мы приписываем вещам и событиям ценность, которой они не обязательно обладают. Мы имеем определенные мнения относительно того, какими являются вещи и какими они должны быть. Это и есть проекции; мы проецируем свою версию вещей на то, что существует. Благодаря этому мы полностью погружаемся в мир собственного творчества, мир относительных ценностей и мнений. Галлюцинация в этом смысле есть неправильное объяснение вещей и событий, усматривание в феноменальном мире такого смысла, каким он не обладает.Вот это начинает переживать обезьяна на уровне пятой скандхи. Безуспешно попытавшись вырваться из дома, она чувствует себя отвергнутой, беспомощной, приходит в совершенное безумие. Поскольку она до крайности утомлена борьбой, она чувствует большое искушение расслабиться, разрешить своему уму бродить по сторонам и галлюцинировать. Это приводит к созданию шести лока, или шести сфер. В буддийской традиции существует много споров по поводу обитателей ада, небожителей, человеческих существ, сферы животных и других психологических состояний бытия. Это все - всевозможные проекции, миры сновидений, которые мы создаем для самих себя.
После борьбы и тщетных попыток спастись, пережив клаустрофобию и боль, обезьяна начинает желать чего то хорошего, чего то прекрасного и соблазнительного. Таким образом, ее галлюцинации начинаются со сферы богов "дева лока", или "неба"; это место, наполненное прекрасными, великолепными вещами. Обезьяна начинает мечтать о том, как она выходит из дома, шагает по роскошным полям, ест спелые плоды, сидит на деревьях, качается на ветвях, живет свободной и приятной жизнью.
Затем она начинает галлюцинировать также о "сфере асура", или обители завистливых божеств. Пережив сновидение неба, обезьяна хочет защитить и удержать свое великое блаженство и счастье. Она мучается от безумного страха, тревожится о том, что другие могут попытаться отобрать у нее ее сокровища; и вот она начинает испытывать чувство зависти. Она горда собой, она наслаждается своим созданием, "обителью богов"; это приводит ее к сфере асура.
Затем она также замечает, что ее переживания своими качествами связаны с землей. Вместо того, чтобы колебаться между гордостью и завистью, она начинает чувствовать себя удобно и спокойно в "человеческом мире", "земном мире". Это мир, где она живет простой, размеренной жизнью, делает обычные вещи в мирском стиле. Это сфера людей.
Однако в дальнейшем обезьяна замечает, что обстановка вокруг нее несколько скучна; что то происходит не совсем гладко. Это случается потому, что по мере того, как развитие идет от обители богов к обители завистливых божеств, а потом к сфере человека, ее галлюцинации делаются все более плотными, и само развитие становится довольно тяжелым и глупым. В этом пункте она рождается в сфере животных. Ей больше хочется ползать, мычать или лаять, чем наслаждаться чувством гордости или зависти. Это простота животного.
Еще дальше процесс интенсифицируется; обезьяна начинает испытывать чувство отчаянного голода, потому что действительно не желает опускаться в более низкие слои бытия. Ей хочется вернуться к приятным обителям богов; и вот она начинает чувствовать голод и жажду, невероятное чувство ностальгии по тому, чем она, помнится, когда то обладала. Это сфера прета, обитель голодных духов.
Затем возникает внезапная утрата веры; обезьяна начинает сомневаться в своем существовании и в окружающем мире, начинает реагировать со всей яростью. Ее жизнь представляет ужасный кошмар. Она понимает, что такой кошмар не может быть настоящим; она ненавидит себя за то, что создала это ужас. Таково сновидение адской сферы, последней из шести сфер.
На протяжении всего развития в шести сферах обезьяна также переживает поток рассудочных мыслей, идей, фантазий и различных целостных мысленных стереотипов. До самого уровня пятой скандхи процесс ее психологической эволюции был весьма регулярным и предсказуемым, каждая последующая ступень развития следовала по систематическому образцу, как новый слой черепицы на крыше. Но теперь состояние ума обезьяны становится крайне беспокойным и беспорядочным, как будто разрушается мозаика ее психики, и мыслительные стереотипы становятся неправильными и хаотичными. Кажется, таково именно состояние нашего ума, когда мы приходим к изучению буддизма и практик медитации. Это как раз то место, откуда мы должны начинать свою практику.Из 9 главы книги Чогъям Трунгпа Ринпоче "Преодоление духовного материализма".
-
Дыхание
Раз уж мы непрерывно дышим, давайте делать и это с пользой для здоровья!
Лирическое введение
Много внимания уделяется питанию, насколько пища вкусна и полезна, какое она окажет воздействие… Сколько раз в день человек ест? Два-три? А дыхание? Человек вдыхает и выдыхает примерно 21600 раз в день, непрерывно, с момента рождения, которое началось с первым вдохом, и до конца жизни, которая прервётся с последним выдохом. Дыхание – действие, которое мы выполняем постоянно, при этом совершенно не обращая на него никакого внимания!
Большинство современных жителей перманентно живёт в суете и заботах, а то и в стрессе, живот спазмирован, диафрагма заблокирована эмоциями, рёбра и не двигались с самого рождения, поэтому дыхание поверхностное и прерывистое, только верхней частью лёгких, и кое-где животом. Если при этом не заниматься никаким спортом, для любых передвижений использовать транспорт, лифт для подъёма на свой этаж, плотный ужин после многочасовой работы в неестественной позе… и так изо дня в день, год за годом! В результате накапливается “Хронический Недодых” – в организме недостаток кислорода, зато переизбыток токсинов, меняется состав крови, мёрзнут и немеют конечности, ощущается упадок сил, быстрая утомляемость, переходящая в хроническую усталость, развиваются болезни…
Между тем, если мы обратимся к различным методам совершенствования тела и духа, таким как боевые искусства, медитация, йога, цигун, некоторые направления психологии, философских школ и современных методов оздоровления, то поймём, что наблюдение и практика дыхания имеют первостепенное значение. Правильное дыхание – это основа здоровой жизни, один из эффективнейших методов предотвращения болезней и неотъемлемая часть успешного исцеления!Физиологические аспекты дыхания
Дыхание, с одной стороны, происходит само-собой, но при этом мы можем контролировать каждый вдох, выдох и задержки. Наглядный пример – ныряние под воду или плавание. Более того, оказывается мы можем контролировать и более тонкие аспекты дыхания – например, сделать вдох в грудь или вдох в живот. Или сначала в живот, а затем и в грудь. И тоже самое с выдохом – попробуйте!
С точки зрения физиологии, конечно, вдыхаем всегда только в лёгкие, но за счёт работы диафрагмы и других мышц складывается полноценное ощущение, что можно вдохнуть и в живот.Если понаблюдать за своим дыханием, то обнаружится, что дыхательный цикл состоит из четырёх последовательных фаз:
ВДОХ,
Полная ЗАДЕРЖКА,
ВЫДОХ,
Пустая ЗАДЕРЖКА.
Обычно мы говорим просто Вдох-Выдох, даже не замечая между ними ещё двух фаз, которые присутствуют в дыхании, также как между движением вперёд, а затем назад, неминуемо на какое-то время возникнет состояние покоя. У каждой из дыхательных фаз также своя продолжительность: сколько-то длится вдох, затем небольшая задержка на вдохе (Наполненная задержка), продолжительный выдох (во время которого мы, кстати, разговариваем, успевая произнести тысячи слов ежедневно!), и перед следующим вдохом Пустая задержка.Полное дыхание
Если кратко, то при полном дыхании вдох начинается с самого низа живота и в идеале заканчивается в верху груди, при этом на протяжении всего вдоха туловище расширяется во все стороны (т.е когда вдыхаем в грудь живот НЕ сдувается!).
Выдох происходит с точностью до наоборот: вначале опустошается грудь, и последним живот.
Таким образом вдох начинается внизу живота, и выдох заканчивается там же.Совсем упрощая – полное дыхание это дыхание не «полной грудью», а скорее «полным животом». Однако не только.
Рассмотрим этот процесс подробнее.
Прежде всего, следует обратить внимание на качество вдоха – вдох должен быть полным. Полный вдох – вдох, в котором решающую роль играет диафрагма, вдох в котором участвует всё туловище, вдох начинающийся с самого низа живота, причём живот заполняется не только вперёд, но и во все стороны, затем также во все стороны расширяются рёбра, и уже в самом конце подключаются ключицы и плечи (если получится). Это похоже на то, как в сосуд набирается вода: несмотря на то, что наливают сверху, ёмкость заполняется снизу, во всех направлениях, постепенно доходя до верха.
Затем небольшая открытая задержка на вдохе (полная, открытая задержка – задержка дыхания, при которой горло не перекрывается, т.е. как бы сохраняется ощущение продолжения вдоха; основным критерием правильности будет отсутствие каких-либо напряжений, препятствий или звуков перед моментом выдоха).
Далее начинается выдох, в обратной последовательности: сначала воздух покидает верхнюю часть лёгких, потом межрёберное пространство, и в самом конце опустошается живот.Качественный полный выдох является ключевым для последующего качественного полного вдоха! Если качественно выдохнуть весь воздух из живота, то достаточно просто отпустить его на вдохе, и воздух сам начнёт его заполнять.
Таким образом, полное дыхание начинается внизу живота и заканчивается там же. Это основа, корень – ещё в материнской утробе ребенок получает питание и кислород через пуповину, и даже если просто сохранять внимание в точке расположенной на четыре пальца ниже пупка, дыхание станет намного глубже и естественнее. Также это приучает ум быть рядом, присутствовать, развивает концентрацию. Практика сосредоточения на дыхании одна из самых эффективных и в то же время простых практик развития присутствия.
Максимальной интенсивности дыхание достигает в центральной фазе вдоха или выдоха, т.е. вдох начинается спокойно, разгоняясь к середине, и словно затухает в конце, плавно переходя в спокойный выдох, который также максимален в центральной фазе, постепенно сходя на нет, пока не переходит в следующий спокойный вдох, который набирает интенсивность, и т.д. Таким образом, Полную и Пустую задержки не следует понимать буквально, как некую паузу или «запирание» воздуха, имеется в виду именно плавный и медленный переход от затухающего выдоха к спокойному вдоху и наоборот.
Практические навыки дыхания
Выше изложены основы полного дыхания. Попробовали, получается?
Развить и освоить навыки полного дыхания поможет серия специальных дыхательных упражнений. Они основаны на принципе «инертности» нашего тела – упражнения в течение короткого времени тренируют определённые аспекты дыхания, и затем тело как бы само по инерции какое-то время продолжает дышать подобным образом.
Поздравляю, если «да». Однако, вероятно, не у всех. Или просто кажется, что получилось. На самом деле, если тело не привыкло дышать подобным образом, то это не просто. Многие микро-мышцы никогда раньше не участвовали в процессе дыхания, а ещё требуется скоординировать их совместную деятельность.
Так постепенно нарабатываются новые дыхательные привычки, которые затем становятся естественными, и в итоге мы дышим полноценно, каждый вдох и выдох нас оздоравливает и гармонизирует.Позиция для дыхания
При полном дыхании происходит непрерывный массаж внутренних органов брюшной полости, кислород полностью заполняет лёгкие, затем с кровотоком разносится по всему телу, увеличивая силы и энергию жизни. Полное дыхание не получится, пока человек не будет держать спину прямой. Сутулясь, мы не только жалко выглядим, но и ограничиваем сами себя, не давая возможности воздуху проникнуть в лёгкие. Стоя, сидя, на полу или на стуле, в движении или в покое – при любом положении тела спину следует держать прямой, а плечи раскрытыми.
Для тренировки дыхания подойдёт любая позиция – сидя в позе лотоса, на пятках (по-японски) или просто на стуле – главное, чтобы было удобно и сохранялось ощущение прямой спины. Почувствовать это легче всего, если представить будто вы за макушку подвешены к потолку (или физически слегка потянуть себя за волосы на макушке). Макушка расположена в центре головы в ямочке, на расстоянии восьми пальцев или двух ладоней от начала линии роста волос. Вытягиваясь макушкой вверх (как бы от затылка), позвоночник естественным образом распрямляется. Осталось только отвести плечи назад и вниз, слегка подтянуть подбородок на себя (и конечно проверить, не выпятился ли при этом живот и не прогнулась ли поясница) – вот идеальная позиция для дыхания, необходимо запомнить сопровождающее её внутреннее ощущение, и чаще применять в повседневной жизни. Кстати, посмотрите в зеркало – насколько эффектнее Вы стали выглядеть!
Ритм дыхания и задержки
Дыхание здорового человека – 5 ударов пульса за вдох-выдох. Это означает, что в состоянии бодрствования продолжительность вдоха 2 счёта, естественная наполненная задержка (которая как описывалось выше состоит из конца вдоха и начала выдоха) на 1 счёт и выдох тоже на 2 счёта; затем снова вдох – 2, задержка – 1, выдох – 2… Если кому-то удастся естественным образом настроиться на такой ритм дыхания и сохранять его большую часть времени, можно себя поздравить – физическое здоровье и душевное равновесие обеспечено! Такое полное дыхание – это лучший подарок, который можно сделать самому себе. Результаты не заставят ждать – появится внутренняя гармония, спокойствие и уверенность, возникнет спонтанная радость жизни. Добавив к этому соответствующее питание и поведение, каким бы запутанным ни был клубок болезней, он начнёт распутываться так же легко и естественно, как распрямляется свернувшаяся в узел змея.
При полном дыхании любые натуральные методы оздоровления начинают действовать гораздо эффективнее, ведь фактически мы добавляем эффективнейшую внешнюю терапию в виде полного ритмического дыхания, за счёт которого улучшается циркуляция крови и энергии, происходит непрерывный массаж внутренних органов, организм насыщается кислородом и жизненными силами, запускаются естественные процессы саморегуляции. Этот тип дыхания, одинаково подходящий для людей любой конституции, возраста или национальности, с давних времён практикуется во многих культурах мира.Далее, в соответствии с ситуацией, можно с помощью дыхания координировать своё состояние. Возможно заметили, как дышит человек во время глубокого сна или в момент засыпания: медленный, ровный и спокойный вдох, и более короткий выдох с продолжительной пустой задержкой. Соответственно такой тип дыхания действует успокаивающе, и хорошо помогает в случаях перевозбуждения или бессонницы. В состоянии нервозности, при излишней суете или неконтролируемых эмоциях – попробуйте применять паузу после выдоха. Вместо того, чтобы продолжать напрасно ворочаться на кровати или продолжать испытывать беспокойство, лучше встать и сделать несколько наклонов с пустой задержкой после каждого (выдыхаем одновременно с наклоном и остаёмся некоторое время без воздуха), или просто сменить ритм дыхания добавив пустую задержку – и вскоре череда беспокойных мыслей уменьшится, расслабятся мышечные блоки, тело как бы отяжелеет и вдавится в кровать, начнут возникать туманные образы, и постепенно вы засыпаете…
Если же наоборот, в дневное время одолевает сонливость, попробуйте делать энергичный (но при этом также полный) вдох, задержку, и затем более спокойный выдох.В целом, следует знать, что задержка после вдоха усиливает имеющееся эмоциональное состояние, а пустая задержка ослабляет эмоции и расслабляет. Это следует учитывать в повседневной жизни, и особенно при выполнении дыхательных упражнений или пранаям, в которых используются задержки дыхания.
Важно наблюдать свои мысли и эмоциональное состояние, и при появлении негативных эмоций или бесконтрольного возбуждения ума, следует прекратить выполнение задержек на вдохе, и сконцентрироваться на выдохе.
Если же наоборот, состояние умиротворённое и радостное, то задержка дыхания усилит благие качества. Медленно вдохните полным вдохом и задержите дыхание, на столько, сколько комфортно.Будьте чуткими к своему дыханию и состоянию, самое важное – не перенапрягайтесь, не делайте ничего с дыханием через силу! Работайте с дыханием только через расслабление!
В частности, не блокируйте глубокие вздохи – если они возникают, значит телу так надо. Особенно, если чем-то расстроены, чувствуете печаль, отчаяние и т.п
В любых стрессовых или запутанных ситуациях – выдыхайте, в прямом и переносном смысле. Со звуком или без, активно или спокойно, главное не задерживайте дыхание – выдыхайте.Освоить полное дыхание на практике >>
Данные объяснения во многом основаны на курсах международного инструктора Янтра-йоги Фабио Андрико.
-
Психология болезни
Молодой ученик спросил у старого шамана:
— Что поддерживает хроническую болезнь?
— Мысли… — ответит шаман.
— А почему люди так много думают о своих болезнях?
— Потому, что они им нужны…
— Нужны? Для чего?
— Для отдыха от суеты. И того, чего делать не хочется…
— Но если люди ходят по врачам, значит, все же хотят от них избавиться?
— Они хотят избавится от неприятных симптомов, а не от болезней, защищающих их от самих себя…
— От самих себя… а нельзя ли защищаться как-то продуктивней?
— Можно… Но тогда надо менять жизнь.
— Каким образом?
— Прямо в болезни уходить от всего нелюбимого к тому, чем хотелось бы заниматься и что доставляет удовольствие в работе, увлечениях и в быту…
— Тогда болезнь из помощника превратится в нечто ненужное и мешающее, а, следовательно, начнет слабеть…
— Но менять жизнь сложно… Проще болеть…
И найдя умелого врача, периодически предаваться отдыху, все глубже погружаясь в болезнь.
-
Жизнеописание Ютока
Жизнеописание и последние слова великого мастера и отца тибетской медицины по имени Юток Йонтен Гонпо младший
Трехлетний мальчик играл с другими детьми в доктора, измерял им пульс и осматривал мочу; он уже узнавал травы и минералы из которых готовят лекарства. Когда мальчику исполнилось восемь лет, отец начал учить его тибетской медицине. Мальчик стал изучать буддизм, искусства и язык с другими учителями, и во всем, чем бы он ни занимался, он достигал совершенства.
Однажды в возрасте четырнадцати лет, ему во сне явилась богиня Друпа Лхамо. Одетая в синие одежды, она предстала перед ним с сосудом, наполненным нектаром, в руках. "Меня отправил к тебе Будда Медицины, – промолвила она, – он передал тебе этот сосуд. Выпей нектар!" Мальчик принял сосуд, и когда он выпил нектар, его тело стало чистым, сияющим и кристально ясным. Тогда богиня произнесла слова пророчества: "Через два года ты неожиданно встретишь учения Четырех медицинских Тантр (тиб. - Джуд Ши). Благодаря этим Тантрам ты принесешь неизмеримое благо множеству существ". Когда мальчик проснулся, то почувствовал себя безмерно счастливым.
Мальчика звали Юток Йонтен Гонпо – ему предстояло стать тибетским доктором и одним из самых прославленных мастеров. Он родился в 1126 году в поселении Гоши Ретханг в Западном Тибете, на восьмой лунный день в последний месяц лета. Отца его звали Кхьюнгпо Дордже, а мать – Пема Оден.
На следующий день после явления во сне богини Друпа Лхамо, к Ютоку пришел геше по имени Ротон, который страдал от серьезной формы ревматизма, его ноги невыносимо болели, и попросил вылечить его от недуга. Юток успешно выполнил просьбу. Потом Ротон отправился в Центральный Тибет и оставался там в течение двух лет. Там он заболел заразной болезнью, и никакие лекарства ее не брали. Только известный доктор Центрального Тибета Упа Дардрак смог ему помочь.
Ротону стало известно, что у доктора Упа была передача на Четыре медицинских Тантры, и они с доктором начали изучать их вместе с комментариями. Упа также передал ему три традиции практики Ночин Шанглон, особого защитника Тибетской медицины и врачей. Когда Ротон вернулся в Западный Тибет, он понял, что если он передаст Четыре медицинских Тантры Ютоку, тот сумеет их сохранить и распространить. Ротон и Юток вместе разбирали содержание Джуд Ши, а также тех знаний по медицине, которые туда не входили. Юток убедился в глубине познаний Ротона, что вдохновило его на обучение. Некоторое время Юток не разглашал Четыре Тантры, и никого по ним не учил.
Первое путешествие Ютока в Индию состоялось, когда ему было восемнадцать лет. Там, в месте под названием Куда Линг ему явилась дакини Мандарава и передала ему танатру Чангло Накпо. Оттуда Юток отправился в Варанаси, где изучал Восемь ветвей целительства, Сомарадзу и другие медицинские учения. Он путешествовал по всему индийскому полуострову, был на Цейлоне, на горе Грифов, постоянно углубляя свои знания в области медицины и буддийской философии.
Юток вернулся в Тибет, когда ему был 21 год. По возвращении он посвятил себя клинической практике и обучению студентов. Так продолжалось десять лет, пока во сне ему не явилась богиня Дуцима, которая посоветовала ему снова отправиться в Индию. По ее словам эта поездка была очень важна для будущей деятельности Ютока на благо других. Он последовал совету богини, и в Индии его наставляла дакини Мандарава, которая передала ему 75 тантр, связанных с восемью ветвями целительства. В частности, Юток получил необычайно глубокое учение тантрического пути к просветлению, сравнимое с сердечной сутью дакинь, а также пророчество касательно дальнейшего распространения этого учения. Это учение впоследствии стало известным как Юток Ньинтик – "Сокровенная сущность Ютока".
По возвращении в Тибет, он стал непревзойденным доктором и мастером, известным под именем Юток Йонтен Гонпо или "Юток – Властелин всех качеств". Он составил текст "Сущность Восьми ветвей целительства, расширенных и кратких", а также трактат по исследованию пульса, три манускрипта по медицине, "Малую Тантру", "Опыт врача для учеников", два комментария на Четыре медицинских Тантры и восемнадцать дополнений к Четырем Тантрам. Все учения в их полноте он передал Сумтону Еше Зунгу, но кроме него у Ютока было очень много учеников – более 300 полностью обученных студентов.
Однажды его пригласил правитель Западного Тибета. В течение четырех месяцев Юток учил срединному воззрению буддизма, а также Дзогчену – учению о самосовершенстве. Там же он передал серию посвящений, куда вошли Будда Медицины, посвящение мирных и гневных божеств, Хеваджра, Ваджра Килая, посвящения на защитников медицины и мудрецов медицины. Присутствующие видели Ютока в самых разных обличьях: кто в виде мудреца или йогина, кто как великого учителя, в ауре приятных ароматов, в сиянии лучей и радуг, а многие слышали мелодичные звуки музыки. Однажды в течение часа за стенами дворца шел дождь из золотых плодов мираболана. Люди бросились подбирать плоды, и дождь прекратился, на что Юток заметил, что если бы не людская жадность, кроме плодов аруры с неба упали бы и другие необычайные лекарства.
Когда главный ученик Ютока по имени Сумтон Еше Зунг спросил учителя о значении таких особенных знаков, тот объяснил, что все знаки имеют три смысла: внешний, внутренний и тайный. На внешнем уровне знаки показали, что в Индии и в Тибете Юток был непревзойденным знатоком. На внутреннем уровне знаки указывали на то, что Юток обрел восемь великих способностей (таких как скороходство и другие сиддхи), а тайный смысл этих знаков состоял в том, что он был одним и тем же и неотделимым от бесконечных мандал всех Будд. Знаки указали на то, что Юток был эманацией врача Будды, а также Падмасамбхавы, Ашвагоши, Падампы Сангже, Вирупы, знаменитого доктора Кьебу Мела, а в Тибете - Сонгцена Гампо, старшего Ютока и Гампопы.
Всю свою жизнь Юток бескорыстно посвятил другим – он не только давал учения, но раздавал нуждающимся лекарства и дарил одежду бедным людям.
Однажды, когда Юток оказывал почтение самопроявленной статуе Будды, из ее сердца излился свет, и вокруг зазвучала мантра Будды Медицины. Затем все лучи растворились в голове Ютока. Он остался пребывать в созерцании с неподвижным взглядом до тех пор, пока его не позвал ученик Сумтон Еше Зунг. "Ты был со мною 12 лет. Теперь, если у тебя остались какие-то нерешенные сомнения, скажи мне. Возможно, скоро я уйду в другие земли". Сумтон испугался, что учитель умирает и стал звать на помощь. "Не кричи, – успокоил его мастер, – я еще проживу какое-то время, - я сказал так нарочно, чтобы напомнить тебе о непостоянной природе жизни". Сумтон оказал почтение мастеру, совершил символическое подношение вселенной и попросил его: "Учитель, дай мне окончательное учение, чтобы я смог стать Буддой". В ответ Юток передал ему гуру-йогу из Юток Ньинтик. Когда Ютоку было 76 лет, он собрал всех своих учеников и дал им учение и поднес множество даров. По этому случаю спел он такую песню:
Хэй! Внимайте, счастливцы!
Слушайте внимательно, люди,
В особенности те, кто собрался здесь.
Хотя вы столько всего слышали,
Все это была иллюзорная бессмыслица.
Сегодня вы услышите то, что действительно имеет смысл.
Хотя вы столько всего видели,
Все это лишь узоры лживых и обманчивых видений.
Увиденное сегодня очистит два вида загрязнений.
Если вы не знаете, кто я, то знайте:
Я - посланец всех Будд,
Я - прибежище всех существ.
Вся живая и неживая вселенная пронизывают мои тело, речь и ум.
Иллюзорные формы этого тела -
Это природа совокупностей священных божеств;
А его вещественность изначально чиста.
Его не ухватишь, как радугу, хотя
Оно проявляется повсюду, как отражение луны в воде.
Пустотное звучание моей речи это песня эхо
Раскатов грома восьмидесяти четырех тысяч учений.
Она проливается дождем учений на тех, кого нужно вести,
И существа встают на путь созревания и освобождения.
В пустоте и ясности моего ума несказанное изначальное состояние.
Блаженство пронизывает все, оно непрестанно возрастает.
Пустота и сострадание нераздельны,
Поэтому все явления - порождения ума, освобождаются сами собой.
Еще немного и я -
В мгновение ока полностью пробужденный Будда,
Немедленно встречусь с сотнями Будд,
В тот же миг проявлюсь как множество эманаций,
И тут же поведу сотни существ.
Я завершу объединение и обрету все качества.
С верой, не подвластной сомнениям,
Молитесь не колеблясь!
Катаракта нечистого видения
Вам мешает увидеть мои качества.
В обычном способе восприятия, которым вы все пользуетесь,
Я выгляжу как врач, который лекарством искусного сострадания
Лечит внутренние болезни ума, вызванные тремя эмоциями,
И внутренние болезни трех виновников - Ветра, Желчи и Слизи:
Имя "доктор" подходит ко мне.
Я объясняю буддийский канон и комментарии к нему наизусть,
Вызовы фундаменталистов я отражаю логикой,
Я водружаю знамя победы буддийской доктрины:
Имя "ученый" подходит ко мне.
Когда на пути в Шри Парвати
На меня напали грабители,
Я парализовал их взглядом:
Имя "сиддха" подходит ко мне.
На пути в Уддияну, кровожадные дакини
Наслали на меня молнии и метеоритный дождь,
Мудрой целительства я усмирил их, и они потерпели крах.
Имя "сиддха" подходит ко мне.
По пути на Цейлон
Нашу лодку разрушил шторм.
Я взлетел над волнами, как птица, и спас товарищей.
Имя "сиддха" подходит ко мне.
В лесу Кали темным туманом
Расстилался пар ядовитых змей.
Я медитировал на сострадании и туман рассеялся.
Имя "сиддха" подходит ко мне.
В Персии я встретился с армией монголов
И проходил сквозь скалы,
Пересекая горы вдоль и поперек.
Имя "сиддха" подходит ко мне.
Когда я был у Сваямбху
Я соревновался в магии с бонпо:
Полдня я оставался парящим в воздухе.
Имя "сиддха" подходит ко мне.
Мой путь из Бодхгайи в Тибет
Занял всего лишь день,
И я донес в подарок свежий цветок.
Имя "сиддха" подходит ко мне.
Во дворце Тцонгду Кормору в Западном Тибете
Я не дал солнцу сесть
И вызывал золотой дождь из мираболана:
Имя "сиддха" подходит ко мне.
Можно без устали рассказывать истории моей жизни.
Тот, кто обрел свободу ума,
Неподвластен препятствиям земли,
Воды, огня и ветра, богов и демонов,
Живых врагов и неживой природы.
Он может парить в небесах быстрее птицы,
И погружаться в морскую пучину,
И никто не в силах его остановить.
Он может пройти сквозь скалы, как метеоритный луч,
И стать огненным богом в неистовом пламени.
Нынешние поколения имеют мало заслуг.
И лишь единицы встретили и слушали меня.
В тех, кто видел, слушал, разговаривал, думал, прикасался и верил в меня,
Зародятся ростки духовного пробуждения,
Очистятся негативности, накопленные за эоны времени,
Будут преодолены препятствия и неблагоприятные условия этой жизни,
Они освободятся сами и освободят других,
И станут свободными их последователи.
Я приведу к счастью даже тех,
Кто вредит мне, втайне придерживаясь плохих взглядов,
Не сомневайтесь:
Я и таких проведу по пути счастья.
Если вы откроетесь мне всем сердцем и умом.
И ваша молитва ко мне будет подлинной,
Если вы избавитесь от недоверия
И будете надеяться на меня как на прибежище своей жизни,
Тогда оба вида загрязнений немедленно начнут исчезать.
Тем, кто встретит меня в жизни, в видениях или во сне,
Я открою путь ко временным и окончательной целям.
Все Вы, кто пришел сегодня, и те, кто еще придет,
Мои дети, мои ученики, Помните эти слова!
Поскольку время обучения существ в этом мире подошло к концу,
Сейчас я отправлюсь в чистые земли Будды Медицины.Затем Юток дал множество советов своим ученикам-врачам. Потом многоцветные лучи света в виде радужной сети заполнили все небо. Сияние коснулось тела Ютока и он воспарил в пространстве и перенесся в земли Будды Медицины, не оставив никаких бренных останков.
Свободный перевод с тибетского языка в сокращенном варианте был сделан доктором Нидой Ченагцанг и Элио Гуариско с текста: gYu thog gsar rnying gi rnam thar by Dar mo sman rams pa, published by mi rigs dpe skrung khang, 1982, Bejing, China.
Перевод на русский язык: Анна РозоваИнформация предназначена для последователей учения Юток Нинтик в Тибетской Медицине
Внешние процедуры
Внешние процедуры являются важным четвёртым методом исцеления в Тибетской медицине
(после питания,
образа жизни и травяных сборов)
Оздоровительные процедуры включают горячие и холодные компрессы, прогревания, умасливание, паровые ванны «Пять Нектаров», а также кровопускание и иглоукалывание (здесь их рассматривать не будем)
-
Компрессы
Компрессы эффективны и просты в применении и показаны при различных расстройствах, например для суставов, плохого пищеварения, при напряжениях и блоках в мышцах и т.д. Они могут быть разного размера и состава, например содержать травы, нагретую соль и камни или охлажденные кристаллы и воду.
Компрессы можно разделить на горячие и холодные.
Самым наглядным примером холодного компресса является лёд. Прикладывается в первые часы к свежим травмам и ушибам, на область висков при мигрени, к местам воспаления.
Помимо льда можно использовать холодные камни, монеты и т.пВ качестве горячих компрессов удобно использовать нагретые камни или соль.
Камни должны быть широкими и плоскими, размер может быть разным. Можно использовать кирпичи для кладки печей (важно чтобы в составе была только глина, в древности использовали черепицу).
Камни необходимо нагревать долго! Оптимальный способ – положив на печь, если это невозможно, то хорошим способом будет кипячение камней не менее 45 минут.
Далее камни обязательно оборачиваются полотенцем, в несколько слоёв, которое разматывается по мере остывания камней. Если камни не тяжёлые – их можно положить на человека, а на большие и тяжёлые проще лечь самому сверху.Камнями, как правило, греют спину, поясницу и область таза (эти места выдерживают довольно высокую температуру компресса). Это очень помогает при Холоде почек и сопутствующих расстройствах мочеполовой системы: учащённое мочеиспускание и недержание мочи, гинекологические проблемы и проблемы с простатой, вне стадии воспаления. И конечно же боли в пояснице, «прострелы» в ногу и другие неврологические проблемы (не в стадии сильного воспаления).
С осторожностью при почечном давлении, инфекциях, жаре, высоком холестерине; компрессы не ставят на место отёка.Если с камнями сложно, каждому доступен компресс с горячей солью. Понадобится самая простая каменная соль крупного помола, в неё можно добавить крупы, такие как перловка, гречка, а также специи (мускатный орех, гвоздика). Соль или смесь соли с крупами нагревают на сухой сковороде и затем рассыпают по мешочкам, можно также в плотный хлопковый носок, главное, чтобы ткань была из натурального материала. Если горячо, то дополнительно оборачиваем полотенцем. Такие мешочки можно разогревать и в микроволновке.
Область применения такая же как у компрессов с камнями, плюс мешочки удобно класть на суставы, стопы, женщинам на низ живота при болезненных менструациях (если нет воспалений, в тёплом виде, не слишком горячие), и в целом на любые места, которые нужно прогреть. Хорошо успокаивают Ветер.
Горячие компрессы можно применять в любое время, особенно рекомендуются в холодный период года, хорошо расслабляют вечером перед сном.
Осторожнее при расстройствах Жара в активной стадии, почечном давлении, не греть воспалённые места.
Горячие компрессы являются одним из самых простых и действенных способов умиротворить Холод и Ветер в домашних условиях.
Доступны каждому в любых условиях, практически не имеют противопоказаний, бесплатны))
При регулярном применении могут значительно облегчить расстройства Холода. -
Прогревания
Как следует из названия, прогревания – это терапия против холода.
Прогревание может быть как общим для всего тела (на солнце, у огня, в бане и т.д), так и более точечным, направленным на конкретные органы и системы (горячие компрессы, прогревание биологически активных точек и зон). Точечное прогревание обладает более конкретным эффектом, согревая одни участки, и не затрагивая другие.Для прогревания биологически активных точек используются нагретые иглы, мокса-терапия полынными сигарами, и прогревание горячим маслом с помощью Хорме.
"Мокса" – прогревание полынными сигарами, которые подносятся к коже на расстояние до одного сантиметра, обеспечивая постепенный нагрев зоны.
Улучшает циркуляцию крови и энергии, помогает при плохом пищеварении, неврологических болях и болях в суставах, разблокирует зажимы, помогает при многих других проблемах Холода и Слизи.
Масляное прогревание "Хорме" – одна из самых полезных процедур для современного человека. Мягко умиротворяя Ветер, помогает при стрессах, бессоннице, усталости, забывчивости, нагрузке от работы за компьютером, чрезмерной интеллектуальной деятельности, проясняет и улучшает работу органов чувств, замедляет старение.
Самый простой способ применения Хорме – прикладывание на зоны Ветра хлопковых ватных дисков, пропитанных тёплым маслом, нагретом на арома-лампе. Например на область грудной клетки, спереди и сзади, а также на макушку головы, и по центру стоп.
Если вечером вставить в уши небольшие кусочки хлопковой ваты пропитанной разогретым маслом – это поможет успокоиться и крепче спать. Важно чтобы масло и хлопок были чистыми, чтобы в уши не попало ничего лишнего. -
Умасливание
Тибетский масляный массаж "Ку Нье" – это очень приятная масляная терапия, направленная прежде всего на умиротворение Ветра.
Тибетский массаж прекрасно расслабляет, снимает нервное и мышечное напряжение, помогает при бессоннице и возбудимости, улучшает и омолаживает кожу тела. Массаж обладает тонизирующим эффектом, это лучшее средство при усталости, стрессе и депрессии, снимает боли в спине и шее, улучшает обмен веществ, циркуляцию крови и энергий в организме, а при регулярных сеансах наблюдается значительное улучшение общего самочувствия. Эффект усиливается за счёт действия индивидуально подбираемых натуральных масел и приемов.
Масляный массаж показан в холодное время года, особенно людям пожилого возраста.Пропаривание ног и самомассаж
Если нет возможности обратиться к специалисту, каждый у себя дома может самостоятельно провести расслабляющую СПА-процедуру:
Вечером, незадолго до сна, пропарьте ноги в тазу с горячей водой, добавив в неё столовую ложку соли и треть стакана молока. При распаривании ног кровь собирается в сосудах нижних конечностей и снижается мозговой кровоток, это вызывает чувство сонливости
После того как ноги хорошо распарились, их следует вытереть насухо полотенцем, а затем как следует растереть тёплым маслом.Эта простая процедура значительно улучшит качество сна, снимет усталость и напряжение накопившееся за день.
-
Питательные клизмы
Масляные питательные клизмы очень хороши при проблемах Ветра, таких как беспокойство, усталость, стрессы, бессонница, переутомление, суета поездок или разговоров, питание сырыми овощами и фруктами, низкокалорийной пищей. Прекрасно снимают умственное и физическое напряжение, балансируют внутренние энергии.
Важно понимать, что питательные клизмы – это не водные очистительные клизмы!
Питательные клизмы можно делать на основе:
Хотя перед питательной клизмой полезно сделать очищающую, или как минимум посетить туалет и освободить кишечник.Для процедуры понадобится резиновая клизма-груша примерно 100-300мл. Смесь для клизмы должна быть не холоднее температуры тела. Человек удобно располагается на спине на тёплом полу, ноги подняты например на табуретку. Носик клизмы смазывается маслом, аккуратно вводится, и затем постепенно в прямую кишку выпускается всё содержимое клизмы. Необходимо лежать спокойно минут 15-30.
Глубокий расслабляющий эффект происходит благодаря воздействию питательных субстанций на самую главную обитель Ветра – нижний отдел кишечника.
Не рекомендуется при геморрое и индивидуальных особенностях.
-
Ванны «Пять Нектаров»
Паровые ванны «Пять Нектаров» из специальных трав очищают и омолаживают организм, гармонизируют энергию, исцеляют суставы и кожу. Они хороши для снятия стресса, при бессоннице, усталости, напряжениях и блоках в мышцах, тугоподвижности конечностей, при болях в суставах, неврологических расстройствах и различных застарелых недугах, смягчают напряженные и жесткие связки и сухожилия.
Этот вид бальнеотерапии можно применять как при указанных проблемах, так и здоровым людям в качестве омолаживающей процедуры и детокса.В 2019 году процедура 5 Нектаров взята под охрану ЮНЕСКО, как нематериальное культурное наследие Тибета.
Противопоказания: язвы ЖКТ в активной фазе, беременность, кормление грудью, онкология, с осторожностью при повышенном давлении и сердечно-сосудистых проблемах.