Са Че.Интервью с доктором Нидой Ченагцанг.Вопрос: Тибетское искусство Геомантии мало известно на Западе. Можете ли Вы обрисовать некоторые из основных характеристик этой древней традиции.Д-р Нида: Тибетская Геомантия называется Са Че: "Са" означает земля, "Че" средства для анализа и интерпретации, поэтому Са Че касается толкования или анализа земли. Мы говорим об анализе Земли, поскольку она является одним из наиболее важных элементов, мы ежедневно находимся в контакте с Землёй. Мы живем на земле, и ее можно считать корнем нашего существования, именно поэтому она является основным элементом, который изучается  в Са Че.Полное название "Са Че" - "Са чу шинги че па", дословный перевод -  анализ Земли (са), водоснабжение (чу) и дерева (шинг), имеет отношение к  изучению пяти элементов: земля(са), вода(чу), огонь(ме), ветер(лунг) и пространство (намкха). Таким образом, основополагающим принципом Геомантии являются эти пять элементов.Вопрос: Существуют ли какие либо традиции в рамках Са Че?Д-р Нида: Есть две системы Са Че: Буддийский тантрический стиль Са Че и Астрологический.В тантрическом Са Че основное внимание уделяется принципу мандалы, которая состоит из центра и четырёх основных направлений. В данном случае мы считаем, что мандала является основой для баланса: правое должно быть сбалансировано с левым, передняя часть должна быть сбалансирована с  задней, север с  югом, восток с  западом. Какие бы формы мандала ни принимала: квадрат, круг или треугольник, -  баланс между пятью точками всегда присутствует. Этот же принцип баланса должен присутствовать в нашем доме, окружающей среде, а также в нашем уме и теле.В астрологической системе Са Че мы используем пять астрологических элементов: Са (земля), Чу (вода), Ме (огонь), Шинг (дерево), и Чаг (металл), - чтобы совершить расчёты на основе элемента года, месяца, дня и часа. Элемент жизни исследуемого сравнивается с элементами дома и окружающей среды. Существуют четыре различных отношения, которые могут существовать между элементами: мать-сын, сын-мать, друг-враг, и враг-друг. Идея заключается в том, чтобы создать баланс и гармонию между элементами.          Вопрос: Есть ли какая-либо конкретная связь между тибетской медициной и Са Че?Д-р Нида: Существует очень тесная связь между Тибетской Медициной и Геомантией как в  их тантрическом аспекте, так и в астрологическом. Фундаментальный принцип, лежащий в основе тибетской медицины -  это баланс. Изучая Са Че, мы анализируем внешние влияния, здание в котором живём, а также влияние, которое оказывает на нас окружающая среда. По этой причине тибетская медицина сосредоточивается на исследовании Са Че, с целью анализа дома, прилегающих районов и т. д., с тем, чтобы создать равновесие между человеком и окружающей средой. Этот тип анализа может быть весьма полезен в целях обнаружения причин заболевания, которые могут быть тесно связаны с состоянием дома. Например, одним из условий артрита может быть то, что дом получает слишком много холодной и влажной энергии.Вопрос: На Западе китайское искусство Фэн-шуй считается "отцом" Геомантии. Есть ли связь между Тибетским Са Че и Фэн шуй?Д-р Нида: Некоторые люди думают, что Са Че - то же самое, что и Фэн шуй, но я действительно считаю, что это совершенно отличные вещи. Корни Са Че уходят в шаманские традиции Тибета –в религию Бон, и мы всё еще можем найти и изучить несколько текстов Бон по Геомантии даже сегодня. В 8-м веке прошла волна китайского влияния  на тибетскую астрологию, но ещё задолго до этого времени уже существовали  тексты Са Че, происходящие из традиции Бон, написанные на тибетском.Как доказательство этого, ранние цари Тибета строили свои дворцы, строго следуя требованиям тибетской Геомантии. Например, Дворец Ямбу Лаганг короля Натри Зангпо в Лхока был построен чуть более 2000 лет назад.Один из наиболее типичных примеров влияния Са Че на здание -  это знаменитый монастырь Самье, построенный в 8-м веке под руководством великого мастера Падмасамбхавы. Этот Храм был построен в качестве трехмерной мандалы в соответствии с канонами тантрического Са Че. Я считаю, что аспект тантрического Са Че особенный и он полностью отличается от китайской системы Фэн Шуй.Ранняя шаманская традиция Тибета проявляет большое уважение к природным силам, а также подробно изучает и размышляет над проявлениями природы, природными духами. В результате этого люди жили и действовали в гармонии с окружающей средой, воздавая должное уважение деревьям, рекам, горам и так далее. В самом деле, когда с нами происходит несчастье, то, как правило, считается, что это из-за отсутствия должного уважения или в связи с каким-либо ненадлежащим поведением по отношению к окружающей среде. Похожий принцип уважения к природе и работа с энергией природы были перенесены в систему Са Че. Это продолжение той идеи, которая приводит нас к мысли о том, что корни Са Че находятся в шаманизме. Более поздние тексты принадлежат Еше Цогьял, Намкха Ньингпо и Мачиг Лабдрон. Эти Мастера написали много трудов по Са Че. До сих пор мы имеем двенадцать или пятнадцать подлинных документов по Геомантии. Вопрос: Есть ли существенные различия между Са Че и Фэн Шуй?Д-р Нида: Корнями Са Че восходит к философии Бона, который тесно связан с тантрическим учением и находится под глубоким влиянием традиций Буддизма.  С другой стороны, Фэн-шуй  тесно связан с Даосизмом.Одно из основных различий между ними в подходе к анализу и определению понятия баланса энергий места или дома. Когда Са Кен (лицо,  который выполняет анализ по Са Че) посещает дом, в первую очередь он анализирует состояние окружающей среды, которая называется "Таг", что сопровождается двумя ритуалами - "Лханг", или просьба на разрешение к действиям от духов земли, и ритуал "Янг", очищающий любые негативные энергии. В частности, используя символичные объекты, с помощью которых мы блокируем негативные энергии или, напротив, увеличиваем позитивные, что существенно отличает Са Че. Начала энергий в различных направлениях существенно.  Конечно, есть определенное сходство, но лично я считаю, что происхождение Са Че довольно сильно отличается от Фэн Шуй. Одна из проблем, связанных с Фэн Шуй, заключается в том, что существуют сотни школ, и мастер каждой создает собственную систему, которая представляет собой опасность для сохранения чистоты традиции. Са Че не очень широко распространено, и до сих пор эта система была в категории тайных учений, как тантризм, и не очень широко преподавалась в современном обществе. Как бы то ни было, я считаю, что это хорошо, поскольку, это не позволило учению Са Че стать загрязнённым учением, в отличие от китайской системы геомантии Фэн Шуй.Вопрос: Как осуществляется анализ местности в соответствии с Са Че и что можно сделать для устранения негативных влияний?Д-р Нида: Процессы анализа и компенсации могут быть рассмотрены по аналогии с подходом Тибетской Медицины. Прежде всего, врач делает тщательное исследование всех внешних характеристик физического тела пациента. Как только это сделано, он изучает деятельность внутренних органов путём исследования пульса и т.д. Аналогичным образом Са Кен тщательно исследует внешний мир, окружающие здания и человека. После совершения  внешнего анализа он входит в дом, где продолжает свои интерпретации. Этот процесс изучения внешнего мира предполагает анализ неба, окружающего нас пространства, воды, деревьев, гор, окружающих исследуемую территорию, зданий, дорог, полей и зелёных насаждений. Их энергия, расположение, форма и цвет, - всё учитывается. Название района и имя любой горы, реки, холма и т.д., тоже оцениваются, поскольку, имея благоприятные названия,  место может быть связано с позитивной энергией, так как имя берет свою энергию от звука. Интересный пример можно привести из истории Тибета 17-го века, когда Тердаг Лингпа построил монастырь Мидролинг на Тхарпа Линг, «Земле Освобождения», именно потому, что это имя было очень благоприятным.Затем, следуя традиции, мы сжигаем некоторое количество травы перед дверью, создав  немного дыма для того, чтобы, с целью увидеть, в каком направлении движется дым. Это называется "проверка дымом" (Дува тагпа). После этого мы входим в дом и проверяем проверить расположение комнат  согласно сторонам света, цвет и форму комнат, мебель, возраст и пол людей, живущих в этих комнатах. На данном этапе процесс "Таг" (анализ) считается полностью законченным.Если Са Кен имеет дело с местностью, где люди хотели бы построить дом, то после завершения анализа участка, он осуществляет ритуал "Лханг", прося разрешения у местных духов заняться строительством на их Земле. Если дом уже построен, то ритуал "Лханг" может быть сделан для того, чтобы подружиться с местными духами, или,  если мы каким-то образом их  спровоцировали, - извиниться перед ними.Если результат анализа будет положительным, то на этом работа Са Кена завершается, но если что-то не в порядке, Са Кен попытается обнаружить "черные точки", или отрицательную энергию (Са Дра, или противника земли). Например, если положение дома неправильное или комнаты расположены неправильно, он будет искать негативные зоны, а затем, если это возможно, устранит их. Если невозможно, то он будет использовать другие объекты, чтобы заблокировать их негативную энергию.Вопрос: Когда Вы говорите о блокировании негативной энергии, какие объекты могут быть использованы?Д-р Нида: В этом ключе может быть использовано множество объектов, но в основном это астрологические и тантрические ритуальные предметы: Мантра Калачакры (Намчу Ванг Дан), Космическая Черепаха (kunthup korlo), ваза (bumpa), символы, различные изображения, растения, цветы, камни, мантры, панцири черепах, мелонг (ритуальное зеркало), павлиньи перья, кристалл, раковины  и многие другие предметы.Если в доме существует тип «трехсторонней» энергии, которая является очень острой и сильной, мы можем заблокировать её, размещая перед ней деревья, цветы или можем нарисовать цветы или  драгоценность непосредственно на верхней точке этого треугольника.В Са Че  используется много камней, особенно для работы с негативной энергией, идущей извне. Мы берём камень с той стороны, откуда идет негативная энергия, покрываем его изображениями, мантрами, а затем возвращаем на прежнее место, чтобы заблокировать негативные энергии.Тем не менее, работа Са Кена – не только блокировать негативные энергии, но и увеличивать позитивные. Например, если вы хотите добиться финансового успеха, вы можете украсить ваш офис  символами Дзамбалы (Божество богатства), трех или шести Драгоценностей, изображениями в желтых или золотых красках, золотых рыб и так далее.Для улучшения  семейных отношений можно использовать конструкции с изображением бесконечного узла или шести животных, в которых антагонистические животные объединены в единую форму с головой одной животного и телом другого (Mi tun tunjor) Вопрос: Искусство Геомантии, разработанное в Тибете, должно быть ориентировано на сельскую жизнь, поскольку большая часть населения проживает именно в сельской местности. Так ли это?Д-р Нида: Это правда. В самом деле, я   спрашивал  об этом моего собственного преподавателя (Джамьянг Гьятсо из провинции Амдо). В Тибете есть всего лишь несколько крупных городов, таких как Лхаса и Шигадзе, хотя они очень отличаются от европейских городов. Я спросил его, как принципы Са Че могут применяться в Европейских условиях, принимая во внимание высокие здания и другие характерные элементы, которые являются общими для Западных городов. Он сказал, что я должен провести анализ, с такой точки зрения, как будто дома -  это горы, с учетом их цвета,  позиций,  формы, направления  и т.д.Затем  он сказал, что внутри здания мы должны сохранить традиционный стиль анализа, благодаря чему мы можем разобрать больше деталей, сохраняя принцип пяти элементов и четырех направлений. Поэтому, не смотря на то, что на Западе люди, как правило, имеют больше объектов интерьера, больше мебели в доме, мы анализируем все это на основе пяти элементов пять элементов, с учетом цвета и формы объектов и взаимозависимости функций  пяти элементов. 
Меригар, 18 мая, 2002г.
Са Че. 
Интервью с доктором Нидой Ченагцанг.


Вопрос: Тибетское искусство Геомантии мало известно на Западе. Можете ли Вы обрисовать некоторые из основных характеристик этой древней традиции.
Д-р Нида: Тибетская Геомантия называется Са Че: "Са" означает земля, "Че" средства для анализа и интерпретации, поэтому Са Че касается толкования или анализа земли. Мы говорим об анализе Земли, поскольку она является одним из наиболее важных элементов, мы ежедневно находимся в контакте с Землёй. Мы живем на земле, и ее можно считать корнем нашего существования, именно поэтому она является основным элементом, который изучается  в Са Че. Полное название "Са Че" - "Са чу шинги че па", дословный перевод - анализ Земли (са), водоснабжение (чу) и дерева (шинг), имеет отношение к  изучению пяти элементов: земля(са), вода(чу), огонь(ме), ветер(лунг) и пространство (намкха). Таким образом, основополагающим принципом Геомантии являются эти пять элементов.
Вопрос: Существуют ли какие либо традиции в рамках Са Че?
Д-р Нида: Есть две системы Са Че: Буддийский тантрический стиль Са Че и Астрологический. В тантрическом Са Че основное внимание уделяется принципу мандалы, которая состоит из центра и четырёх основных направлений. В данном случае мы считаем, что мандала является основой для баланса: правое должно быть сбалансировано с левым, передняя часть должна быть сбалансирована с задней, север с югом, восток с западом. Какие бы формы мандала ни принимала: квадрат, круг или треугольник -  баланс между пятью точками всегда присутствует. Этот же принцип баланса должен присутствовать в нашем доме, окружающей среде, а также в нашем уме и теле.
В астрологической системе Са Че мы используем пять астрологических элементов: Са (земля), Чу (вода), Ме (огонь), Шинг (дерево), и Чаг (металл), - чтобы совершить расчёты на основе элемента года, месяца, дня и часа. Элемент жизни исследуемого сравнивается с элементами дома и окружающей среды. Существуют четыре различных отношения, которые могут существовать между элементами: мать-сын, сын-мать, друг-враг, и враг-друг. Идея заключается в том, чтобы создать баланс и гармонию между элементами.
Вопрос: Есть ли какая-либо конкретная связь между тибетской медициной и Са Че?
Д-р Нида: Существует очень тесная связь между Тибетской Медициной и Геомантией как в их тантрическом аспекте, так и в астрологическом. Фундаментальный принцип, лежащий в основе тибетской медицины -  это баланс. Изучая Са Че, мы анализируем внешние влияния: здание в котором живём, а также влияние, которое оказывает на нас окружающая среда. По этой причине тибетская медицина сосредоточивается на исследовании Са Че, с целью анализа дома, прилегающих районов и т. д., с тем, чтобы создать равновесие между человеком и окружающей средой. Этот тип анализа может быть весьма полезен в целях обнаружения причин заболевания, которые могут быть тесно связаны с состоянием дома. Например, одним из условий артрита может быть то, что дом получает слишком много холодной и влажной энергии.
Вопрос: На Западе китайское искусство Фэн-шуй считается "отцом" Геомантии. Есть ли связь между Тибетским Са Че и Фэн шуй?
Д-р Нида: Некоторые люди думают, что Са Че - то же самое, что и Фэн шуй, но я действительно считаю, что это совершенно отличные вещи. Корни Са Че уходят в шаманские традиции Тибета – в религию Бон, и мы всё еще можем найти и изучить несколько текстов Бон по Геомантии даже сегодня. В 8-м веке прошла волна китайского влияния на тибетскую астрологию, но ещё задолго до этого времени уже существовали тексты Са Че, происходящие из традиции Бон, написанные на тибетском. Как доказательство этого, ранние цари Тибета строили свои дворцы, строго следуя требованиям тибетской Геомантии. Например, Дворец Ямбу Лаганг короля Натри Зангпо в Лхока был построен чуть более 2000 лет назад. Один из наиболее типичных примеров влияния Са Че на здание - это знаменитый монастырь Самье, построенный в 8-м веке под руководством великого мастера Падмасамбхавы. Этот Храм был построен в качестве трехмерной мандалы в соответствии с канонами тантрического Са Че. Я считаю, что аспект тантрического Са Че особенный и он полностью отличается от китайской системы Фэн Шуй. Ранняя шаманская традиция Тибета проявляет большое уважение к природным силам, а также подробно изучает и размышляет над проявлениями природы, природными духами. В результате этого люди жили и действовали в гармонии с окружающей средой, воздавая должное уважение деревьям, рекам, горам и так далее. В самом деле, когда с нами происходит несчастье, то, как правило, считается, что это из-за отсутствия должного уважения или в связи с каким-либо ненадлежащим поведением по отношению к окружающей среде. Похожий принцип уважения к природе и работа с энергией природы были перенесены в систему Са Че. Это продолжение той идеи, которая приводит нас к мысли о том, что корни Са Че находятся в шаманизме. Более поздние тексты принадлежат Еше Цогьял, Намкха Ньингпо и Мачиг Лабдрон. Эти Мастера написали много трудов по Са Че. До сих пор мы имеем двенадцать или пятнадцать подлинных документов по Геомантии.
Вопрос: Есть ли существенные различия между Са Че и Фэн Шуй?
Д-р Нида: Корнями Са Че восходит к философии Бона, который тесно связан с тантрическим учением и находится под глубоким влиянием традиций Буддизма.  С другой стороны, Фэн-шуй  тесно связан с Даосизмом. Одно из основных различий между ними в подходе к анализу и определению понятия баланса энергий места или дома. Когда Са Кен (лицо, который выполняет анализ по Са Че) посещает дом, в первую очередь он анализирует состояние окружающей среды, которая называется "Таг", что сопровождается двумя ритуалами - "Лханг", или просьба на разрешение к действиям от духов земли, и ритуал "Янг", очищающий любые негативные энергии. В частности, используя символичные объекты, с помощью которых мы блокируем негативные энергии или, напротив, увеличиваем позитивные, что существенно отличает Са Че. Начала энергий в различных направлениях существенно.  Конечно, есть определенное сходство, но лично я считаю, что происхождение Са Че довольно сильно отличается от Фэн Шуй. Одна из проблем, связанных с Фэн Шуй, заключается в том, что существуют сотни школ, и мастер каждой создает собственную систему, которая представляет собой опасность для сохранения чистоты традиции. Са Че не очень широко распространено, и до сих пор эта система была в категории тайных учений, как тантризм, и не очень широко преподавалась в современном обществе. Как бы то ни было, я считаю, что это хорошо, поскольку, это не позволило учению Са Че стать загрязнённым учением, в отличие от китайской системы геомантии Фэн Шуй.
Вопрос: Как осуществляется анализ местности в соответствии с Са Че и что можно сделать для устранения негативных влияний?
Д-р Нида: Процессы анализа и компенсации могут быть рассмотрены по аналогии с подходом Тибетской Медицины. Прежде всего, врач делает тщательное исследование всех внешних характеристик физического тела пациента. Как только это сделано, он изучает деятельность внутренних органов путём исследования пульса и т.д. Аналогичным образом Са Кен тщательно исследует внешний мир, окружающие здания и человека. После совершения внешнего анализа он входит в дом, где продолжает свои интерпретации. Этот процесс изучения внешнего мира предполагает анализ неба, окружающего нас пространства, воды, деревьев, гор, окружающих исследуемую территорию, зданий, дорог, полей и зелёных насаждений. Их энергия, расположение, форма и цвет, - всё учитывается. Название района и имя любой горы, реки, холма и т.д., тоже оцениваются, поскольку, имея благоприятные названия, место может быть связано с позитивной энергией, так как имя берет свою энергию от звука. Интересный пример можно привести из истории Тибета 17-го века, когда Тердаг Лингпа построил монастырь Мидролинг на Тхарпа Линг, «Земле Освобождения», именно потому, что это имя было очень благоприятным. Затем, следуя традиции, мы сжигаем некоторое количество травы перед дверью, создав немного дыма для того, чтобы, с целью увидеть, в каком направлении движется дым. Это называется "проверка дымом" (Дува тагпа). После этого мы входим в дом и проверяем расположение комнат согласно сторонам света, цвет и форму комнат, мебель, возраст и пол людей, живущих в этих комнатах. На данном этапе процесс "Таг" (анализ) считается полностью законченным. Если Са Кен имеет дело с местностью, где люди хотели бы построить дом, то после завершения анализа участка, он осуществляет ритуал "Лханг", прося разрешения у местных духов заняться строительством на их Земле. Если дом уже построен, то ритуал "Лханг" может быть сделан для того, чтобы подружиться с местными духами, или, если мы каким-то образом их  спровоцировали, - извиниться перед ними. Если результат анализа будет положительным, то на этом работа Са Кена завершается, но если что-то не в порядке, Са Кен попытается обнаружить "черные точки", или отрицательную энергию (Са Дра, или противника земли). Например, если положение дома неправильное или комнаты расположены неправильно, он будет искать негативные зоны, а затем, если это возможно, устранит их. Если невозможно, то он будет использовать другие объекты, чтобы заблокировать их негативную энергию.
Вопрос: Когда Вы говорите о блокировании негативной энергии, какие объекты могут быть использованы?
Д-р Нида: В этом ключе может быть использовано множество объектов, но в основном это астрологические и тантрические ритуальные предметы: Мантра Калачакры (Намчу Ванг Дан), Космическая Черепаха (kunthup korlo), ваза (bumpa), символы, различные изображения, растения, цветы, камни, мантры, панцири черепах, мелонг (ритуальное зеркало), павлиньи перья, кристалл, раковины  и многие другие предметы. Если в доме существует тип «трехсторонней» энергии, которая является очень острой и сильной, мы можем заблокировать её, размещая перед ней деревья, цветы или можем нарисовать цветы или  драгоценность непосредственно на верхней точке этого треугольника. В Са Че используется много камней, особенно для работы с негативной энергией, идущей извне. Мы берём камень с той стороны, откуда идет негативная энергия, покрываем его изображениями, мантрами, а затем возвращаем на прежнее место, чтобы заблокировать негативные энергии. Тем не менее, работа Са Кена – не только блокировать негативные энергии, но и увеличивать позитивные. Например, если вы хотите добиться финансового успеха, вы можете украсить ваш офис символами Дзамбалы (Божество богатства), трех или шести Драгоценностей, изображениями в желтых или золотых красках, золотых рыб и так далее. Для улучшения семейных отношений можно использовать конструкции с изображением бесконечного узла или шести животных, в которых антагонистические животные объединены в единую форму с головой одной животного и телом другого (Mi tun tunjor)
Вопрос: Искусство Геомантии, разработанное в Тибете, должно быть ориентировано на сельскую жизнь, поскольку большая часть населения проживает именно в сельской местности. Так ли это?
Д-р Нида: Это правда. В самом деле, я спрашивал об этом моего собственного преподавателя (Джамьянг Гьятсо из провинции Амдо). В Тибете есть всего лишь несколько крупных городов, таких как Лхаса и Шигадзе, хотя они очень отличаются от европейских городов. Я спросил его, как принципы Са Че могут применяться в Европейских условиях, принимая во внимание высокие здания и другие характерные элементы, которые являются общими для Западных городов. Он сказал, что я должен провести анализ, с такой точки зрения, как будто дома -  это горы, с учетом их цвета, позиций, формы, направления и т.д. Затем он сказал, что внутри здания мы должны сохранить традиционный стиль анализа, благодаря чему мы можем разобрать больше деталей, сохраняя принцип пяти элементов и четырех направлений. Поэтому, не смотря на то, что на Западе люди, как правило, имеют больше объектов интерьера, больше мебели в доме, мы анализируем все это на основе пяти элементов пять элементов, с учетом цвета и формы объектов и взаимозависимости функций пяти элементов. 

Меригар, 18 мая, 2002г.

Контактная информация
Почта: mail@manla.ru
______________________
Ссылки на дружественные сайты